Пандемия оказала негативное влияние на все отрасли экономики. Индустрия туризма и гостиничный бизнес не исключение.
И бизнес этот терпит убытки, что неизбежно приводит к сокращениям, увольнениям, так называемой оптимизации персонала. Конечно же, это относится в первую очередь к крупным отелям. Не секрет, что в высокий сезон объект, как правило, нанимает дополнительный временный персонал, который в дальнейшем увольняет. Это, что называется, проза жизни для отеля. Однако в сегодняшних условиях отельеры вынуждены уделять максимум внимания кадровому вопросу. И здесь нет простых решений. Как удержать ценные кадры, где найти новый достойный персонал, и как мотивировать сотрудников в условиях кризиса? Да, перестроились, научились жить в новых реалиях, но как при этом не потерять в качестве?
Своим опытом поделился Михаил Веричев, генеральный менеджер отелей «Азимут Санкт-Петербург» и «А-Отель Фонтанка»:
— Как такового кадрового голода у нас нет. Мы никого не уволили, но пересмотрели как график сотрудников, так и их обязанности. Например, менеджеры front office одновременно перекрывают smart-бар, инспекторы номерного фонда могут выполнять работу по уборке. Эти вынужденные меры позволяют нам сохранять персонал, сокращать расходы, поддерживать лояльность сотрудников и не терять в качестве предоставляемых услуг.
Рассказывает Юрий Звонков, председатель комитета по развитию туризма Челябинской области при ЧРО «Опора России», директор отеля «Царский Двор»:
— В самом начале пандемии все рестораны и отели нашего города были вынуждены по максимуму сокращать кадры и часы работы оставшегося персонала. Соответственно, мотивация и премии также не выплачивались. Сложно представить другой сценарий на предприятиях при входящем нуле. Между тем, бизнес не покидала уверенность в том, что, когда работа войдет в нормальное русло, подобрать новую команду из тысяч безработных не составит труда. Однако час настал, повсеместно требуются повара, горничные и другой линейный персонал. Но чуда не произошло. Кадровый голод стал еще более серьезной проблемой, чем в «допандемийные» времена. Этому есть несколько объяснений. Во-первых, часть сотрудников, оставшихся без работы в сфере гостеприимства, перешли в менее пострадавшие отрасли, например, в ритейл. Сетевым магазинам всегда требуются хорошие кадры, даже в кризис. Более того, зарплаты там, как минимум, такие же, а то и выше, при этом функционал проще. Во-вторых, много людей встало на биржу труда. В регионах, получая на руки 13 тысяч рублей от государства, мало кто захочет выполнять нелёгкую работу в отеле за 16-18 тысяч. В-третьих, накладывается общая усталость населения от всего происходящего. Возникает естественное желание отдохнуть. Особенно у молодёжи. И этому способствует аномально жаркое лето. Для старшего поколения настал дачный сезон. Ведь погружение в растениеводство — нормальное явление для того, чтобы пережить кризис. Тем не менее, в скором времени ситуация должна несколько измениться: биржа труда перестанет платить пособия, лето и дачный сезон закончатся, общая истерия окончательно спадёт, тогда всё вернется на свои места.
— Курортный сезон в разгаре, — говорит Елена Бауэр, генеральный директор компании «Геленджик-курорт», генеральный менеджер в DREAM HOTEL ANAPA, — Но мы не знаем, сколько он продлится. Учитывая ситуацию, прогнозы строить сложно. В этом году мы максимально оптимизировали затраты на персонал. Ушли от некоторых должностей среднего управленческого состава. Потому что поняли: можем за счет этого удержать фонд оплаты труда в рамках. В то же время, могу сказать честно: в этом году не нашли всех специалистов даже на руководящие должности. Штат менеджеров среднего звена не укомплектован полностью. Мы ожидали, что люди, сидевшие на самоизоляции два месяца, «рванут» работать. И мы готовы были их принять. Однако ожидания не оправдались. В результате мы не закрыли процентов 20 позиций (линейных сотрудников и менеджеров среднего звена). Не закрыли стойку, горничных, официантов, барменов, не нашли менеджера f&b. Те позиции, которые, как казалось, закроем легко. Удивительно, но, к сожалению, факт. Однако этого до сих пор не произошло.
Андрей Ткачев, генеральный менеджер отеля «Введенский» рассказал нам, что кадровый голод на сегодня чудовищный:
— Главным образом, это касается линейного, среднего и административного персонала. Бармены, официанты, горничные, администраторы ресепшн. Персонал мы не сокращали совсем, наоборот оказывали все меры поддержки, однако пришлось пересмотреть график и объем работы. Многие уходили на подработку в смежные области. Да, сотрудники увольнялись, но только по собственному желанию. На сегодняшний день люди не торопятся возвращаться на прежние места работы в отеле, из-за боязни второй волны пандемии. И готовы мириться с меньшим комфортом, даже с меньшей заработной платой, делая выбор в пользу более стабильной работы. Есть опасения второй волны, карантина и всех ограничений с этим связанных.
Если посмотреть сайты с предложениями работы в гостеприимстве, вакансий множество, в основном требуется линейный персонал, постоянной величиной является вакансия менеджера по продажам. Очень востребованы повара, официанты, посудомойки и т. д. для работы ресторана при отеле. В целом, это говорит о том, что бизнес, несмотря ни на что, оживает. Что касается кадров, в отельном бизнесе они нужны всегда.
You must be logged in to post a comment.