Ну что коллеги, приходит первое осознание последствий COVID 19. Самое сложное теперь это: как поступить с «невозвратными бронированиями».
Вернуть или не вернуть — вот в чем вопрос, перефразируя классика.
Мы попросили авторитетных юристов, из Отельной отрасли, прокомментировать ситуацию.
Информационная справка по возможности удержания платежей за отмену невозвратных броней.
Со стороны Отеля предпринимаются возможные меры для того, чтобы Заказчик был заранее проинформирован о финансовых последствиях отмены невозвратных бронирований и дал свое согласие на условия Отеля о невозвратном бронировании.
Однако необходимо понимать, что в случае если Заказчики будут оспаривать отказ в возврате оплаты за невозвратное бронирование, то при судебном разбирательстве денежные средства могут быть взысканы с Отеля: с большей вероятностью в пользу заказчиков-граждан, и с меньшей вероятностью в пользу заказчиков юридических лиц.
1. Касательно заказчиков — граждан, приобретающих услуги исключительно для личных, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг, если оплатит исполнителю его фактические расходы. (ст. 782 ГК РФ, ст. 32 Закона о защите прав потребителей).
Поэтому полностью безвозмездный отказ от бронирования возможен, за исключением случаев, если Отель не успел потратиться на оказание услуг. Но в случае отмены бронирования Отелю, как исполнителю необходимо будет доказать размер понесенных расходов и то, что эти расходы связаны с оказанием услуг конкретному Заказчику, что довольно сложно.
Поэтому, если Заказчик будет отменять гарантированное бронирование и ему не будет возвращены денежные средства, хотя услуга не была оказана, он сможет с большой вероятностью отсудить денежные средства через суд.
В настоящий момент полностью гарантированно взыскать штрафные санкции с Заказчика –физического лица можно только в случае гарантированного бронирования, если Заказчик несвоевременно откажется от бронирования, опоздает или не заедет, при этом плата может быть взыскана не больше, чем за сутки. Роспотребнадзор поясняет, что штрафы за отмену гарантированного бронирования действительны с момента ознакомления потребителя с условиями бронирования и штрафов.
2. Касательно заказчиков – юридических лиц.
Остается право Заказчика отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг, если оплатит исполнителю его фактические расходы. (ст. 782 ГК РФ).
Однако силу свободы договора возможно прописать, в договоре условия компенсации за односторонний отказ, размер которой зависит от срока отказа Заказчика от услуг исполнителя остается. Остается риск того, что суд признает такое условие ограничивающим закрепленное законом право Заказчика на отказ от исполнения договора.
Однако, несмотря на то, что практика складывается неоднозначная, если Заказчик добровольно согласовал порядок расторжения договора, которым предусмотрено особое условие для досрочного немотивированного отказа от него Заказчиком, и не заявлял о разногласиях при заключении договора, а при рассмотрении дела не докажет, что ему были навязаны такие условия договора, то скорее всего такое условие будет признано правомерным.
В практике Отеля уже были случаи взыскания в пользу Отеля штрафов за нарушение сроков аннулирования броней.
3. Касательно ситуации отмены броней с ссылкой на форсмажорную ситуацию (ограничения в связи с коронавирусом).
По общему правилу (правовой системе Российской Федерации) если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Однако на основании пункта 3 ст. 781 ГК РФ в случае, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, Исполнитель имеет право на возмещение фактически понесенных им расходов, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг.
Поэтому, в случае отказа от бронирования в связи с возникновением форс-мажорной ситуации, такой отказ может быть признан уважительной причиной и возможен без взыскания компенсаций/неустоек (если отсутствовали фактические расходы), но для этого необходимо официальное подтверждение ситуации как форс-мажорной для исполнения соответствующего договора.
В России таким подтверждением обычно служит сертификат Торгово-промышленной палаты России (ее териториального органа) о свидетельствовании обстоятельств непреодолимой силы. Но могут быть и акты уполномоченных органов. При этом, должна быть прямая причинно-следственная связь между создавшейся ситуацией и невозможностью исполнить договор.
You must be logged in to post a comment.