На рынке гостиничной недвижимости появился новый игрок. Сильный, беспощадный и, как выяснилось, весьма серьезный. А имя ему — COVID-19.
Всего за несколько месяцев ему уже удалось внести легкую сумятицу и поколебать устои. Проще говоря, изменить привычное течение деловой жизни. Первыми под удар ожидаемо попали небольшие отельные объекты, которые оказались не в состоянии противостоять напору коварного варяга.
Однако уже сейчас ясно: далеко не все крупные проекты смогут устоять под таким натиском. Кстати, именно они еще в январе-феврале 2020 года забили тревогу, поскольку в полной мере почувствовали на себе холодное дыхание пандемии. И вот уже снова слышатся разговоры о продаже некоторых из них.
Так, по информации из открытых источников (речь о профильных интернет-ресурсах), в Петербурге, например, выставлены на продажу гостиницы «Выборгская» 3* (номерной фонд: 281, стоимость: 1 000 000 000 рублей ) и «Охтинская» 3* (номерной фонд: 295, стоимость: 1 500 000 000 рублей). Справедливости ради, эксперты рынка знали об этих «лотах» и обсуждали их достаточно давно. Но вполголоса. В кулуарных беседах.
Конечно, Северная столица, отельный бизнес которой очень зависим от турпотока, не единственный город, где продаются крупные и в чем-то знаковые, объекты.
Так, казалось бы, в исключительно успешном и популярном ныне Краснодарском крае (Сочи, поселок Лазаревское) продается отель на 152 номера, его объявленная стоимость — 188 000 000 рублей. А в Новороссийске — гостиничный комплекс «Бригантина» (186 номеров) за 764 845 000 рублей. Там же (в Сочи – село Эстосадок) можно приобрести и недостроенный гостиничный комплекс, рассчитанный на 130-150 номеров (270 000 000 рублей.) А в Пятигорске продается гостиница «Бештау», построенная в 1978 году (центр города, 183 номера, 1 600 000 000 рублей).
Есть информация, что выставлены на продажу отели, работающие под международным брендом — Park Inn by Radisson в Екатеринбурге 3* (160 номеров) и Park Inn by Radisson в Мурманске3* (262 номера).
А вот, как ситуацию на рынке гостиничной недвижимости оценивают эксперты.
— Если говорить о покупке или продаже крупных гостиничных объектов, то пока серьезных сделок не заключалось, — отмечает Вадим Прасов, управляющий партнер УК «Альянс Отель Менеджмент», вице-президент ФРиО России. — Как не произошло и массовой распродажи отелей, которую, возможно, кто-то предрекал или ожидал. Хотя запросы были. Однако собственники пока не стремятся избавляться от стрессовых активов или снижать цену. В дальнейшем ситуация может развиваться по-разному. Если владельцы не справятся с «грузом» в виде долговых обязательств, кредитов и прочих выплат, тогда вероятен сценарий, при котором стоимость актива будет снижаться, либо собственник, сегодня не продающий свой отель, решит выйти из бизнеса. В этом случае количество предложений увеличится.
Если же цена снижаться не будет, потенциальный приобретатель начнет пристально изучать финансовую составляющую проекта. В том числе, оценивать возможные сроки его окупаемости, и только тогда, на основе анализа, принимать соответствующее решение. На данный момент, повторюсь, движения на рынке практически не происходит.
В свою очередь, генеральный директор компании «РУСИНВЕСТ» Сергей Ухов считает, что прогнозировать, как будут развиваться события в ближайшие несколько месяцев нет сейчас не стоит.
— Как обычно, если кто-то из собственников готов снизить цену предложения и договориться с реальным инвестором, сделка пройдет тихо и незаметно для рынка, — поясняет он. — По некоторым из договоров с собственниками у нас такие соглашения о конфиденциальности, что мы сразу «забываем» про объект и сделку.
Если говорить о стоимостных параметрах предложений, то они очень разные. И, признаться, особой логики в формировании цены продажи отеля — окупаемость, стоимости одного номера или еще какого- то параметра, который можно было привести, сравнивая тот или иной отель — я не вижу.
По его мнению, за последнее время снижение доходов собственников отелей, конечно, было. Но предпосылок для резких колебаний рынка, например, банкротств отелей из-за падения потока клиентов, не видно.
Выходит, сегодня на рынке наступило своеобразное затишье. Но нельзя исключать, что это затишье перед настоящей бурей. Постараемся о ней предупредить.
You must be logged in to post a comment.